Глава 2.10. АККУМУЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ
|
Previous Top Next |
Глава 2.10. АККУМУЛЯТОРНЫЕ УСТАНОВКИ
|
|
2.10.1. Настоящая глава распространяется на стационарные установки кислотных и щелочных аккумуляторных батарей, устанавливаемых у Потребителя.
|
Сборку аккумуляторов, монтаж батарей и приведение их в действие должны выполнять специализированные организации в соответствии с техническими условиями на аккумуляторные установки и инструкциями заводов-изготовителей.
|
2.10.3. При эксплуатации аккумуляторных батарей должен обеспечиваться необходимый уровень напряжения на шинах постоянного тока в нормальном и аварийном режимах.
|
Для обеспечения надежной работы батареи следует соблюдать требования инструкции завода-изготовителя.
|
2.10.4. Установка кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в одном помещении не допускается.
|
Для окон необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло.
|
Выключатели, штепсельные розетки, предохранители и автоматы должны располагаться вне аккумуляторного помещения. Осветительная электропроводка должна выполняться проводом в кислотостойкой (щелочестойкой) оболочке.
|
Приготовление кислотного электролита, хранение и транспортировка электролита и кислоты, приведение аккумуляторной батареи в рабочее состояние должны выполняться в соответствии с указаниями инструкции завода-изготовителя и инструкции по эксплуатации стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
|
2.10.9. Уровень электролита в кислотных аккумуляторных батареях должен быть:
|
· | выше верхнего края электродов на 10 - 15 мм для стационарных аккумуляторов с поверхностно-коробчатыми пластинами типа СК;
|
· | в пределах 20 - 40 мм над предохранительным щитком для стационарных аккумуляторов с намазными пластинами типа СН.
|
Плотность кислотного электролита, приведенная к температуре 20 град. С должна быть:
|
· | для аккумуляторов типа СК - 1,205 +/- 0,05 г/см3;
|
· | для аккумуляторов типа СН - 1,240 +/- 0,005 г/см3.
|
2.10.10. Щелочные аккумуляторы при сборке в батарею должны быть соединены в последовательную цепь посредством стальных никелированных межэлементных перемычек.
|
Аккумуляторные щелочные батареи должны быть соединены в последовательную цепь с помощью перемычек из медного проводника.
|
Уровень электролита натрий-литиевых и калий-литиевых заряженных аккумуляторов должен быть на 5 - 10 мм выше верхней кромки пластин.
|
2.10.11. Для приготовления щелочного электролита следует применять гидроксиды калия или гидроксиды натрия, гидроксиды лития, дистиллированную воду, удовлетворяющие существующим стандартам.
|
При приготовлении щелочного электролита и приведении аккумуляторной батареи в рабочее состояние должны выполняться указания инструкции завода-изготовителя.
|
2.10.13. При приемке вновь смонтированной или вышедшей из капитального ремонта аккумуляторной батареи должны быть проверены:
|
· | емкость (током 10-часового разряда или в соответствии с указаниями инструкции завода-изготовителя);
|
· | качество электролита;
|
· | плотность электролита и напряжение на элементах в конце заряда и разряда батареи;
|
· | сопротивление изоляции батареи относительно земли;
|
· | исправность приточно-вытяжной вентиляции.
|
Батареи должны вводиться в эксплуатацию после достижения ими 100% номинальной емкости.
|
Продолжительность уравнительного заряда зависит от технического состояния батареи и должна быть не менее 6 ч.
|
На подстанциях работоспособность батареи должна проверяться по падению напряжения при толчковых токах.
|
Уравнительный перезаряд всей батареи или отдельных ее элементов должен осуществляться только по мере необходимости.
|
Заряжать и разряжать батарею допускается током не выше максимального для данной батареи. Температура электролита в конце заряда должна быть не выше 40 град. С для аккумуляторов типа СК и не выше 35 град. С для аккумуляторов типа СН.
|
Значение тока разряда каждый раз должно быть одним и тем же. Результаты измерений при контрольных разрядах должны сравниваться с результатами измерений предыдущих разрядов.
|
Кислотные батареи, работающие в режиме постоянного подзаряда, должны эксплуатироваться без тренировочных разрядов. Разряд отдельных аккумуляторов (или их группы) может производиться для выполнения ремонтных работ или при устранении неисправностей в них.
|
Подзарядное устройство должно обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи с отклонением +/- 2%. Выпрямительные установки, применяемые для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей, должны присоединяться со стороны переменного тока через разделительный трансформатор.
|
Дополнительные аккумуляторы батарей, постоянно не используемые в работе, должны иметь отдельное устройство подзаряда.
|
Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметром с переключателем и амперметрами в цепях зарядного, подзарядного устройств и аккумуляторной батареи.
|
2.10.17. Порядок эксплуатации системы вентиляции в помещении аккумуляторной батареи с учетом конкретных условий должен быть определен местной инструкцией.
|
Приточно-вытяжная вентиляция помещения аккумуляторной батареи должна быть включена перед началом заряда батареи и отключена после полного удаления газов, но не раньше чем через 1,5 ч после окончания заряда. Для аккумуляторной батареи следует предусматривать блокировку, не допускающую проведения заряда с напряжением более 2,3 В на элемент при отключенной вентиляции.
|
2.10.18. Напряжение на шинах оперативного постоянного тока в нормальных условиях эксплуатации допускается поддерживать на 5% выше номинального напряжения токоприемников.
|
2.10.19. Все сборки и кольцевые магистрали постоянного тока должны обеспечиваться питанием от двух источников.
|
2.10.20. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи производится 1 раз в 3 месяца, его значение в зависимости от номинального напряжения батареи должно быть следующим:
|
|
Напряжение аккумуляторной батареи, В 24 48 60 110 220
|
Сопротивление изоляции Rиз, кОм, не менее 15 25 30 50 100
|
|
Шины постоянного тока должны быть снабжены устройством для постоянного контроля изоляции, действующие на сигнал при снижении сопротивления изоляции одного из полюсов до значения 3 кОм в сети 24 В, 5 кОм в сети 48 В, 6 кОм в сети 60 В, 10 кОм в сети 110 В, 20 кОм в сети 220 В.
|
В условиях эксплуатации сопротивление изоляции сети постоянного оперативного тока, измеряемое периодически с помощью устройства контроля изоляции (или вольтметра), должно быть не ниже двукратного по отношению к указанным выше минимальным значениям.
|
2.10.21. При замыкании на землю (или снижении сопротивления изоляции до срабатывания устройства контроля) в сети оперативного тока следует немедленно принять меры к его устранению.
|
Производство работ под напряжением в сети оперативного тока, если в этой сети имеется замыкание на землю, не допускается, за исключением работ по поиску места замыкания.
|
2.10.22. Обслуживание аккумуляторных установок должно быть возложено на специалиста, обученного правилам эксплуатации аккумуляторных батарей.
|
На каждой аккумуляторной установке должен быть журнал аккумуляторной батареи для записи результатов осмотров и объемов выполненных работ.
|
При контрольном разряде пробы электролита отбираются в конце разряда.
|
Для доливки аккумуляторов должна применяться дистиллированная вода, проверенная на отсутствие хлора и железа.
|
2.10.24. В батарее может быть не более 5% отстающих элементов. Напряжение отстающих элементов в конце разряда должно отличаться от среднего напряжения остальных элементов не более чем на 1,5%.
|
2.10.25. Осмотр аккумуляторных батарей должен проводиться по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, с учетом следующей периодичности осмотров:
|
· | дежурным персоналом - 1 раз в сутки;
|
· | специально выделенным работником - 2 раза в месяц;
|
· | ответственным за электрохозяйство - 1 раз в месяц.
|
2.10.26. Во время текущего осмотра проверяется:
|
· | напряжение, плотность и температура электролита в контрольных элементах (напряжение и плотность электролита во всех и температура электролита в контрольных элементах должны проверяться не реже 1 раза в месяц);
|
· | напряжение и ток подзаряда основных и добавочных аккумуляторов;
|
· | уровень электролита;
|
· | правильность положения покровных стекол или фильтр-пробок;
|
· | целостность аккумуляторов, чистота в помещении;
|
· | вентиляция и отопление;
|
· | наличие небольшого выделения пузырьков газа из аккумуляторов;
|
· | уровень и цвет шлама в аккумуляторах с прозрачными баками.
|
2.10.27. Персонал, обслуживающий аккумуляторную установку, должен быть обеспечен:
|
· | технической документацией;
|
· | приборами для контроля напряжения отдельных элементов батареи, плотности и температуры электролита;
|
· | специальной одеждой;
|
· | специальным инвентарем и запасными частями.
|
Необходимость капитального ремонта батареи устанавливает ответственный за электрохозяйство Потребителя.
|
Капитальный ремонт аккумуляторов типа СК должен производиться, как правило, не ранее чем через 15 - 20 лет эксплуатации.
|
Капитальный ремонт аккумуляторов типа СН не производится. Замена аккумуляторов этого типа должна производиться не ранее чем через 10 лет эксплуатации.
|